Массажные технологии v1.5beta
   Новости
   Об Авторе
> Массаж
> > Профессиональная этика массажиста
      Классификация массажа.
      Виды СПА-массажа
      Системы массажа
      Методы массажа.
      Формы массажа
      Спортивный массаж
   Бани
   Обучение Массажу
   Тибетский масляный массаж Ку Нье (Кунье)
   Звуковой массаж тибетскими поющими чашами (нада-йога, нада-масса
   Услуги и цены
   Фотогалерея
   Контакты
   Вспомогательные методы оздоровления
   Партнеры, ссылки
   Информация для издателей
   Интересные ссылки на видео
   Поиск по сайту
   Архив НОВОСТЕЙ
   Путешествия
   Гимнастика йогов для позвоночника
   Авторский проект Выборновой Марии для женщин «Воплощение Лакшми»
   Отзывы
   Дипломы и документы
   Статьи

   Обратная связь
Профессиональная этика массажиста


Профессиональная этика массажиста.

Профессиональная этика массажиста во многом перекликается со врачебной этикой. Принципы врачевания, заложенные «отцом медицины» Гиппократом (460-377гг. до н.э.), лежат у истоков врачебной этики как таковой. В своей знаменитой «Клятве», Гиппократ сформулировал обязанности врача перед пациентом (приложение 7). Несмотря на то, что с тех пор прошли многие века, «Клятва» не потеряла своей актуальности, более того, она стала эталоном построения многих этические документов, например, Международного кодекса медицинской этики (приложение 8). Говоря о профессиональной этике массажиста нельзя не остановиться на понятии медицинской деонтологии. В ее основе лежит принцип «соблюдения долга» (deontos по-гречески означает «должное»). Она базируется на строжайшем выполнении пред­писаний морального порядка, соблюдение некоторого набора правил, устанавли­ваемых медицинским сообществом, социумом, а также собственным разумом и волей врача для обязательного исполнения (Матвеев В.Ф., 1984). Для каждой врачебной специальности существует свой «кодекс чести», несоблюдение которого чревато дисциплинар­ными взысканиями или даже исключением из врачебного сословия. Основываясь на принципах медицинской этики и деонтологии, мне представляется целесообразным предложить следующий кодекс профессиональной этики массажиста характерной, не только для массажистов практикующих в лечебно-профилактических учреждениях, но и для массажистов работающих в сфере фитнес-услуг, институтов и салонов красоты:

1.                               Общие обязанности массажиста.

1.1.                        Массажист должен поддерживать самый высокий уровень профессионализма.

1.2.                        Массажист должен любить свою специальность, постоянно совершенство­вать свои знания и практические навыки.

1.3.                        Массажист должен в своей работе руководствоваться высокими принципами медицинской и профессиональной этики, критериями нравственности и морали по отношению к клиентам, коллегам, врачам и другим людям.

1.4.                        Массажист должен исходить из соображений блага для клиента, а не из собственных материальных интересов, когда принимает профессиональные решения.

1.5.                        Массажист должен знать все противопоказания к проведению массажа, и не применять массаж при наличии этих противопоказаний.

1.6.                        Массажист должен  принимать активное участие в просвещении людей в реальной пользе массажных технологий и манипуляций.

1.7.                        Массажист должен рекламировать только те массажные технологии и манипуляции, на которые он имеет сертификат и соответствующие знания.

1.8.                        Массажист должен воздерживаться от употребления любых психотропных препаратов, алкоголя, токсических веществ до или во время массажа.

1.9.                        Массажист не должен работать в бизнесе, связанном с сексуальными услугами или его рекламой.

1.10.                   Массажист должен проводить массаж в соответствии с рекомендациями и пользоваться только той техникой массажа, на которую имеет сертификат, он не должен пользоваться техникой массажа в которой он не достаточно компетентен.

1.11.                   Массажист не должен проводить манипуляции, выписывать рецепты или ставить диагнозы в отличие от врачей по мануальной терапии, терапевтов или специалистов других специальностей.

2.                               Обязанности массажиста по отношению к клиенту.

2.1.                        Массажист должен ясно и честно общаться с клиентом и сохранять полную конфиденциальность любой информации о клиенте.

2.2.                        Массажист должен направить клиента к более компетентным коллегам или нужному специалисту, если необходимое лечение или манипуляция выходит за уровень его профессиональных возможностей.

2.3.                        Массажист не должен никоим образом провоцировать клиента во время массажа к сексу.

2.4.                        Массажист не должен вступать в сексуальные отношения с клиентом ни до, ни во время, ни после массажа.

2.5.                        Массажист должен уметь обращаться с клиентом, проявляя к нему постоянное внимание, такт, выдержку и терпение.

2.6.                        Массажист должен в отношениях с клиентом руководствоваться высокими принципами медицинской и профессиональной этики, критериями нравственности и морали.

3.                               Обязанности массажиста по отношению к коллегам.

3.1.                        Массажист должен уважать коллег и строить свои отношения ними в дружеской и профессиональной манере.

3.2.                        Массажист должен вести себя по отношению к коллегам так, как он хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему.

3.3.                        Массажист не должен переманивать клиентов у своих коллег.

 

Массажист, должен быть своего рода психологом. И, поэтому, здесь целесообразно остановиться на особенностях передачи информации в процессе общения между массажистом и массируемым. Передача информации в процессе общения осуществляется как с помощью слов, т.е. вербально, так и без слов, невербально — с помощью жестов, мимики, походки, позы, интонации и т.д. Островская И.В. в статье «Вербальный способ общения» рассматривает свойства вербального общения медицинской сестры и пациента. Для практической деятельности массажиста характерна своя специфика вербального общения. Однако в целом, он может использовать в своей работе многие психологические приемы, приведенные в этой статье. Поэтому, я полагаю целесообразным привести описанные в статье рекомендации, адаптировав их в некоторой мере к работе массажиста.

В общении с клиентом, массажист не должен использовать сложные для понимания неспециалистом слова, профессиональный сленг, следует стремиться к краткости и закончен­ности фраз.

Сообщение, сделанное уверенным и решительным тоном, скорее вызовет доверие у клиента, чем озвученное с нотками неуверенности в голосе.

Учет индивидуальных особенностей клиента в целом и их изменений в течение курса массажа или отдельно взятой процедуры можно считать самым важным критерием вербальной адекватности передачи информации. Именно этот критерий является мерой простоты, ясности, уместности, степени доверительности отношений для конкретного клиента.

К вербальным навыкам общения, которыми должен владеть массажист, можно отнести искусство слушать. Умение слушать в отличие от способности просто слышать предпо­лагает наличие определенной дисциплины, требует опре­деленных усилий. При желании это умение можно приобре­сти, «хотя оно является одним из наиболее трудных аспектов акта общения».

Кривцова С.В. и Мухаматулина Е.А., выделяют активное, пассивное и эмпатическое слушание. Под активным по­нимается слушание, при котором на первый план выступает отражение информации, а под эмпатическим — отражение чувств.

«…Что такое слушать активно:

1. Будьте внимательны. Создайте своим невербальным поведением атмосферу сопереживания. Если вы будете внимательны, чутки, сосредоточенны, если будете смотреть на говорящего, он почувствует свою значимость и станет относиться к вам более позитивно

2. Проявляйте интерес к потребностям собеседника. Помните, что вы должны слушать с пониманием.

3. Слушайте на основе установки «Я — о'кей, ты — о'кей»:

а) вызовите в себе отклик на слова говорящего; пусть ваши идеи и чувства дойдут до него, причем выражать их следует доброжелательно, не критикуя говорящего;

б) не задавайте слишком много вопросов. Помните, что вопросы могут выйти «боком», так как у говорящего может возникнуть ощущение, что он «попал на горячую сковороду»;

в) станьте своего рода «зеркалом»: отражайте то, что, по вашему мнению, чувствует и/или говорит ваш собеседник;

г) не стоит использовать ничего не значащие «успокаивающие» фразы типа «ну, все это не так плохо», «завтра тебе будет лучше», «все перемелется, не стоит так переживать», «нельзя все принимать так близко к сердцу, это все мелочи», «не надо делать из мухи слона».

4. Не допускайте, чтобы собеседник «подцепил вас на крючок». Такое может случиться, если вы разозлитесь, обидитесь или выйдете из себя, позволите себе вступить в перепалку, делать скоропалительные выводы или заведомо осуждать собеседника.

5. Старайтесь показать свое внимание следующими способами:

а) поощряя говорящего с помощью таких междометий и слов, как «Угу», «М-да», «Понятно», «Да, верно», «Ато!», «Интересно!»;

б) поощряя говорящего с помощью невербальных сигналов: кивка головой; соответствующего выражения лица; жестикуляции, непринужденных и естественных движений; прикосновений;

в) произнося фразы поощрительного содержания, например: «расскажи-ка мне...», «мне интересно было бы услышать, что ты об этом думаешь», «не хотел(а) бы ты об этом поговорить?», «давай-ка это обсудим», «звучит так. будто тебе кое-что пришло в голову!», «меня очень интересует, что ты скажешь по этому поводу!»

6. Основные правила:

а) не перебивать;

б) не переводить обсуждение на другую тему;

в) не давать себе отвлекаться;

г) не задавать лишних вопросов («не допрашивать»);

д) не пререкаться;

е) не навязывать своих советов;

ж) отражать в поведении, жестикуляции, выражении лица и словах свое отношение к чувствам говорящего».

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что если массажисту придется вступать во взаимодействие с клиентом, находящимися в состоянии сильного эмоционального возбуж­дения, то приемы активного слушания могут не сработать. Его собеседник и не является в полном смысле этого слова собеседником, так как уже не конт­ролирует собственные эмоции, не способен улавливать содержание разговора. В таких случаях, рекомендуется использовать пассивное слушание.

«…Что такое пассивное слушание:

Если вы имеете дело с человеком, находящимся в состоянии аф­фекта, сильного эмоционального возбуждения, вам необходимо его просто успокоить. Обычно человек в таком состоянии не очень хоро­шо контролирует свои эмоции и не очень хорошо понимает, что имен­но он говорит.

Поэтому отражать его информацию или его чувства — дело совершенно бессмысленное и даже вредное. Это скорее всего вызовет у него дополнительный взрыв раздражения. Не помогают и общепри­нятые в таких случаях слова-штампы: «Успокойся». «Не плачь», «Не на­до нервничать».

Поэтому важно просто СЛУШАТЬ человека, просто давать ему по­нять, что он не один, что вы его слышите, понимаете и готовы поддер­жать. Лучше всего при этом действуют так называемые «угу-реакции»:

«Да-да, угу-угу, ну, конечно» и т.п. Дело в том, что. эмоциональное состо­яние человека подобно маятнику: дойдя до высшей точки накала, чело­век начинает успокаиваться и приходить в себя. Если не пытаться оста­новить маятник, то, выговорившись, человек успокоится и, почувствовав это, вы сможете уже общаться с ним нормально. Не молчите, потому что глухое молчание вызывает раздражение у любого человека, а у возбу­жденного его усиливает.

Техника эта, таким образом, требует от вас одного: чтобы раз­говор не прерывался, пока собеседник не «остынет». Поэтому в те моменты, когда он замолкает, самым естественным тоном зада­вайте уточняющие вопросы: «И что он тебе сказал?» или «А вы что ответили?» или «А где была Маша в это время?». Главная ваша за­дача — не заразиться от собеседника его эмоциями, что не так-то легко, особенно если эти эмоции направлены на вас, и не впасть в то же эмоциональное состояние, которое уж точно приведет к бурному конфликту, «выяснению отношений» и, в конечном счете — к очень неприятным чувствам.

Пассивное слушание, таким образом, только по названию пассив­ное. На самом деле оно требует определенной душевной работы. Спо­собны ли вы безо всяких фильтров «услышать» ту эмоцию, которая сей­час доминирует в другом человеке, услышать объективно, не относя ее к себе, не заражаясь ею, не реагируя на нее личностно? Если да, то ва­ше слушание будет успешным, если нет, то вы всего лишь поддадитесь тому эмоциональному напору который исходит от собеседника и фактически явитесь для него объектом манипулирования».

Говоря об эмпатическом слушании, следует отметить, что для массажиста необходим доста­точно высокий уровень эмпатии — понимания эмоционального состояния другого человека, сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Островская И.В. так говорит об этом: …медсестре… необходим навык эмпатического слу­шания, т.е. такого, при котором она способна в какой-то степени испытывать те же чувства, что и пациент, и, подобно зеркалу, отражать их, чтобы он начал лучше понимать себя. Следует разли­чать жалость («мне жаль вас»), симпатию («я сочувствую вам») и эмпатию («я — с вами»).

Таким образом, резюмируя все вышеизложенное, можно сказать, что массажист в своей работе и отношениях с клиентами должен руководствоваться высокими принципами медицинской и профессиональной этики, критериями нравственности и морали.

И в заключении, мне бы хотелось привести ряд рекомендаций предложенных С.Ребриком на бизнес-тренингах, которые могут быть полезны и для массажистов работающих в лечебно-профилактических учреждениях и для массажистов занимающихся частной практикой или работающих в сфере индустрии красоты:

«При встрече клиента:

Не читайте!

Не курите!

Не ешьте и не пейте!

Не жуйте!

Не игнорируйте пришедших клиентов!

Не будьте похожи на вахтера!

Не разгадывайте кроссворд!

Просто помните, что клиент – это человек, который оплачивает Ваши счета…».

 

Приложение 7

 

Клятва Гиппократа.

 

Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если захотят его изучить, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении, а также и без лечения, я ни увидел или ни услышал касательно жизни людей из того, что не следует разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

Приложение 8

 

Международный кодекс медицинской этики.

 

Принят 3-й Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации, Женева, Швейцария,  в октябре 1949 года, дополнен 22-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Сидней, Австралия, в августе 1968 года и 35-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Венеция, Италия, в октябре 1983 года.

Общие обязанности врачей:

Врач обязан всегда поддерживать наивысшие профессиональные стандарты.

Принимая профессиональные решения, врач должен исходить из соображений блага для пациента, а не из собственных материальных интересов.

Вне зависимости от профессиональной специализации, врач должен ставить во главу угла сострадание и уважение к человеческому достоинству пациента и полностью отвечать за все аспекты медицинской помощи.

Врач должен быть честен с пациентом и коллегами. Он не имеет права покрывать коллег, обманывающих своих пациентов.

С нормами медицинской этики не совместимы:

а) Самореклама, если она специально не предусмотрена законами страны и этическим кодексом Национальной Медицинской Ассоциации.

б) Выплата врачом комиссионных за направление к нему пациента, либо получением платы или иного вознаграждения из любого источника за направление пациента в определенное лечебное учреждение, к определенному специалисту или назначение определенного вида лечения без достаточных медицинских оснований.

Врач должен уважать права пациента, коллег, других медицинских работников, а также хранить врачебную тайну.

Врач может осуществить вмешательство, способное ухудшить физическое или психическое состояние пациента лишь в интересах последнего.

Врач должен быть крайне осторожен, давая информацию об открытиях, новых технологиях и методах лечения через непрофессиональные каналы.

Врач должен утверждать лишь то, что проверено им лично.

Обязанности врача по отношению к больному:

С целью сохранения здоровья и жизни пациента врач должен использовать весь свой профессиональный потенциал. Если необходимое обследование или лечение выходит за уровень возможностей врача, он должен обратиться к более компетентным коллегам.

Смерть больного не освобождает врача от обязанности хранить врачебную тайну.

Оказание ургентной помощи - человеческий долг врача.

Обязанности врача по отношению друг к другу:

По отношению к своим коллегам врач должен вести себя так, как он хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему.

Врач не должен переманивать пациентов у своих коллег.

Врач обязан соблюдать принципы Женевской Декларации, одобренной Всемирной Медицинской Ассоциацией.

 

Последнее изменение страницы: 2009-01-31 12:54:16

Copyright © Массажные технологии в Нижнем Новгороде, 2009.
Перепечатка и любое воспроизведение материалов и иллюстраций сайта возможны только с письменного разрешения автора.
Вход